Проект «Свои люди»

ВВЕДЕНИЕ

Волонтёр – это не работа, не хобби, не увлечение – это призвание. Волонтёр – это человек, который осуществляет миссионерскую деятельность. Это человек, который не остаётся равнодушным к окружающим, к их социальным проблемам. Он  готов их решать насколько ему это под силу. Ему не безразлична судьба города и людей, живущих в нем. Вливаясь в ряды волонтёров, ребенок становится активным субъектом общества и творцом себя.

Предлагаемый проект решает педагогическую задачу по воспитанию социально зрелой личности с активной жизненной позицией средствами волонтёрского движения.

Воспитательный процессвсовременной школе не мыслим без различного рода мероприятий, имеющих целью помочь молодым людям приобрести необходимые навыки, обеспечивающие  принятие ими большей ответственности за свое поведение, постановки целей, навыков эффективной учебы и положительного взаимодействия со сверстниками. По сути дела, такие мероприятия в целом способствуют сохранению жизни, здоровья и психологического благополучия детей и подростков в разных ситуациях.

Безусловно, основной целью и главной  задачей педагогов, занимающихся профилактической работой в школе, является повышение ее эффективности, уровня ее воздействия на подрастающее поколение с тем, чтобы главное предназначение профилактических мер – создание некого барьера  социально-рискованному поведению и в том числе употреблению ПАВ – было выполнено.

Важным инструментом эффективной профилактической деятельности сегодня выступает волонтерская работа. Участие старшеклассников в волонтерских проектах реализует их наиболее значимые потребности, а именно повышает:

  • Компетентность: Участие – это учебный процесс для молодых людей. Они приобретают навыки (например, коммуникативные и социальные), которые готовят их к будущей жизни.
  • Решительность: Участие позволяет старшеклассникам осознать пользу настойчивости и смелости в достижении своих целей.
  • Самооценка: Молодые люди начинают понимать, что они играют активную роль и способны приносить большую пользу.
  • Благополучие: Участие молодежи снижает вероятность возникновение депрессии и чувства беспомощности. Позволяя молодым людям выразить свое мнение в рамках    мероприятия, мы поощряем их позитивно выражать свое мнение, а не совершать негативные поступки.
  • Мировоззрение: Молодые люди открывают новые  перспективы, которые по-новому и совершенно неожиданно влияют на результат.

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

1.1 Постановка проблемы

Предпосылки

Локальное расположение школы

Школа находится в особых условиях, которые характеризуются следующим: с одной стороны, она является городской школой, работает по всем программам, характерным для школ крупного промышленного центра. С другой стороны, она расположена на окраине города, в поселке, окруженном лесной зоной, не имеющем крупных промышленных предприятий, что придает ей некоторые черты сельской школы. Локальное расположение школы  позволяет более эффективно работать в своем  социуме,  частично изолирует детей от негативных воздействий, с другой стороны, ученики ограничены в посещении различных, спортивных и культурных центров.

Контингент учащихся

Основной контингент обучающихся — дети из семей рабочих, военнослужащих и сферы обслуживания. Особенностью школы является то, что в ней много учеников, имеющих диагноз «неспецифические расстройства центральной нервной системы» (16,3%), которые получают образования вспециальных коррекционных классах. В школе также обучаются воспитанники детского дома (10%). Значительно увеличилось число  детей из семей переселенцев  Азербайджана, Армении, Казахстана (5 %).  Преобладающий состав семей: неполные, многодетные; большинство – малообеспеченные семьи. Высокий процент (35%) детей из социально незащищенных семей.

Направления работы

Школе более 100 лет. В ней существует  много добрых традиций, которые передаются из поколения в поколение. В настоящее время основными направлениями работы школы являются: сохранение и укрепление здоровья, формирование экологической культуры,  социальная поддержка детей.

Описание проблемы

Ограниченность культурного уровня социальной среды является одним из факторов развития негативных отклонений в формировании личности. У  части  подростков наблюдается интерес к курению, употреблению пива и к другим видам социально-рискованного поведения.

Решение социальных проблем обычными способами, как правило, дает минимальный результат. Подростки и молодежь, становясь активными участниками профилактики, не только сами принимают ценности здорового образа жизни, социально послушного поведения, но и, что особенно важно,  становятся примером для сверстников.

1.2 Гипотеза

Без активного участия молодые люди становятся «социальными аутсайдерами», что в конечном итоге вызывает безответственное поведение. Волонтерское движение есть по определению один из видов активного участия молодежи и участие в нем старшеклассников не только предоставляет им возможность стать участниками какого-либо общего дела, но и гарантирует, что у молодых впереди будет лучшее будущее. На этих основаниях выдвигаем гипотезу:

Вовлеченность  ребенка в социально – значимую деятельность под руководством педагога позволяет решать основные задачи возраста: формирование  Я-концепции и мировоззрения, устанавливать новые способы взаимодействия с миром взрослых.

1.3 Цели

  • Привлечение внимания воспитанников к социальным проблемам общества и микросоциума;
  • Включение старшеклассников в реальную активную профилактическую деятельность,  у него установку на здоровый образ жизни.

Достижение поставленных целей реализуется решением следующих задач.

1.4 Задачи

Общие задачи соответствуют основным задачам гражданского воспитания и образования:

  • Формирование  нравственной и правовой культуры личности;
  • Развитие толерантности.

Специфические задачи определяются основными направлениями профилактики:

В сфере воздействия на индивидуальное сознание подростков:

  • Нейтрализация распространенных в молодежной среде ложных ценностей, стимулирующих совершение экстремистских действий, правонарушений, потребление наркотиков и алкоголя, курение;
  • Развитие представлений о моральной и юридической ответственности за участие в потреблении, незаконном обороте ПАВ и противоправном поведении;
  • Развитие чувства ответственности за собственное поведение и поступки других;
  • Развитие представлений о ценности и личностной значимости чести, совести, долга и ответственности для достижения человеком успехов в жизни;
  • Развитие устойчивых мотивов к ведению здорового образа жизни и систематическим занятиям физкультурой.

В сфере общения подростков:

  • Развитие навыков преодоления стереотипов конформного поведения и подражания антисоциальным образцам поведения;
  • Развитие приверженности к содержательным формам  времяпровождения как альтернативы фатическому (оглупляющему) общению.

1.5 Механизм  реализации проекта

Проект реализуется в общеобразовательной школе и в микрорайоне школы, в данном случае в п. Малый Исток.

Общее руководство проектом осуществляет руководитель волонтерского отряда.

Планирование волонтерской деятельности отряда строится в соответствии с планом профилактической работы школы в рамках реализации инновационного проекта «Модель школьного стандарта профилактики», реализуемого в г. Екатеринбурге. При составлении плана работы учитываются пожелания детей и их инициатива.

В школе имеются определенные условия для реализации проекта:

  • Создана нормативно-правовая база организации профилактической работы в школе;
  • Штат педагогических работников, прошедших профессиональную подготовку по  программам профилактической деятельности в МЦ «Диалог» и МЦ «Отрада»;
  • Функционирует Совет старшеклассников;
  • имеется опыт участия в профилактических акциях и мероприятиях различного уровня;
  • Поддержка Совета председателей родительских комитетов классов.

Проект реализуется силами учащихся 7-10 классов, членами волонтерского отряда «Свои люди» в  течение 2010-2011 гг.

Поддержку проекта в 2010-2011г. оказали:

  • Администрация г. Екатеринбурга (для проведения молодежного форума «Эстафета в будущее» в п. Малый Исток, Постановление Главы Екатеринбурга № 4966 «Об утверждении перечня мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и острых отравлений в быту в муниципальном объединении «город Екатеринбург» на 2011год»);
  • ЕМУП Муниципальное объединение автобусных предприятий (акция в автобусе «Куришь? Подумай!);
  • Управление отдаленными территориями Октябрьского р-на             г. Екатеринбурга;
  • МЦ «Отрада».

rss
Карта